Кадастровый паспорт на земельный участок нужен для оформления любых сделок с ним — дарения, купли-продажи, наследования, оформления в качестве залога. Но изменения в законодательстве, произошедшие в 2017 году, упразднили выдачу этого документа. Теперь ему на замену пришла выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости), в которой содержится практически тот же перечень сведений.
Что представляет собой кадастровый паспорт
Каждый кадастровый паспорт является документом, имеющим строго установленную форму и содержащим четкий перечень данных, установленных на законодательном уровне. Не имея его на руках, невозможно подтвердить право собственности, продать, подарить или заложить объект недвижимости. В этом документе содержится вся ключевая информация о земельном участке — его адрес и особенности расположения, общие сведения, информация о наличии обременений.
В целях оптимизации документооборота, сокращения срока оформления документов при сделках с недвижимостью и минимизации ошибок, с 1 января 2017 года кадастровые паспорта на земельные участки и другие объекты недвижимости перестали выдаваться. Вместо них собственники теперь получают выписку из ЕГРН, в которой содержатся практически те же сведения. Оформить выписку намного проще, она имеет разные формы в зависимости от целей получения, выдается на руки в максимально короткие сроки.
Как получить кадастровый паспорт
У владельцев земельных участков больше нет возможности получить кадастровый паспорт, поскольку этот документ теперь не выдается. Но они могут стать обладателями его альтернативного варианта — выписки из ЕГРН.
Для ее оформления достаточно обратиться в Росреестр (сделать это можно через МФЦ или онлайн посредством авторизации на сайте этого ведомства с помощью учетной записи от портала Госуслуги). Время подготовки 2-4 дня, госпошлина для физических лиц составляет 290 рублей за получение электронного документа и 460 рублей за бумажный вариант.
А что с ранее выданными кадастровыми паспортами
Согласно нормам законодательства, кадастровый паспорт на земельный участок не имеет срока действия. Это значит, что полученные до 2017 года документы не утратили своей юридической силы в случае отсутствия изменений в данных по объекту недвижимости. Но по факту все выглядит несколько иначе.
Агентства недвижимости, банки, да и покупатели земельных участков просят наличия у продавца актуальной на дату сделки выписки из ЕГРН, а не полученного 5 и более лет назад кадастрового паспорта. В ряде случаев встречается еще и требование о том, чтобы выписка была получена не более 30 дней назад.