Строительство дома рано или поздно заканчивается, и начинается новый этап — оформление права собственности на возведенное здание. Сделать это предстоит и тем, кто ничего не строил, а купил дом или получил его в наследство. Тянуть с оформлением права собственности не стоит, поскольку только после этого можно стать полноправным хозяином.
Для чего оформлять право собственности на дом
Получение документов о праве собственности на построенный, купленный или полученный в наследство дом, в первую очередь, обеспечивает юридическую защиту недвижимости. Такой дом не признают самостроем, он защищен от чьих-либо посягательств. При этом стоит помнить, что после оформления дома в жилое помещение его хозяин каждый год обязан будет платить налоги.
Если дом строится на ранее купленном участке с видом разрешенного использования ИЖС, то своевременная регистрация постройки приобретает особую актуальность. Земля с таким видом использования предназначена именно под строительство. Если в течение определенного времени на ней не появляется зарегистрированный по всем правилам дом, то хозяин участка будет оштрафован за нецелевое использование земли.
Еще один важный нюанс касается того, что не поставленный на кадастровый учет дом не может стать объектом сделки купли-продажи, его нельзя подарить, заложить в банке, официально сдать в аренду.
Как оформить дом в собственность
Если речь идет о покупке дома, то это означает, что объект уже стоит на кадастровом учете и требуется лишь смена собственника. Это самый простой вариант оформления права собственности. Понадобится лишь обратиться в Росрееств или МФЦ с соответствующим заявлением, приложив к нему документы о сделке и квитанцию об оплате пошлины.
Если же нужно оформить право собственности на вновь построенное жилое помещение, то алгоритм действий будет иным и более длинным. Начать подготовку документов для регистрации права требуется еще на начальном этапе строительных работ, постепенно собирая весь комплект. В нем должны быть:
- Уведомление о начале строительства;
- Технический план дома;
- Документы о праве собственности на землю;
- Заключение о соответствии здания градостроительным нормам.
Для оформление части документов, например, технического плана здания, потребуется привлечение специалистов по кадастровым работам, что повлечет за собой дополнительные расходы. Стоит также учесть, что подготовка этого документа потребует времени. Чтобы по итогу получить грамотно составленный и соответствующий всем требованиям технический план дома, важно обращаться только в проверенные и заслуживающие доверия кадастровые компании.
Когда все документы подготовлены, остается подать заявление в Росреестр (можно через МФЦ) о регистрации права собственности. Процедура требует оплаты госпошлины. Подготовка документов занимает 7 рабочих дней, при подаче заявление через МФЦ срок увеличивается еще на 2-3 дня. По результату оформления дома в жилое помещение собственник получает на руки выписку из ЕГРН, в которой содержатся все регистрационные данные объекта.
В ряде случаев, если собран неполный пакет документов, выявлены ошибки в техническом плане дома или других бумагах, в регистрации права собственности может быть отказано. Большинство причин отказа легко устранимы, другие могут потребовать дополнительных консультаций с юристами и даже обращения в суд.